Параджанов

 

Все живущее мечтает о бессмертии. Всякий, кому дано чувствовать жаркий аромат бытия, стремится продлить его бесконечно. Но лишь единицы смогли это совершить.
Среди них - маэстро Сергей Параджанов. Он своей безумной и строптивой жизнью умудрился отрастить собственную тайну бессмертия.

 


В творчестве великих мастеров всегда остается место для недосказанного, неосуществлённого, задуманного, но не завершенного. Сергей Параджанов, помимо своих неповторимых фильмов, оставил нам удивительные сценарии, новеллы, черновики, письма, наброски, через которые упрямо проступают такие знакомые – параджановские черты – черты гениальности. Параджанов относился к редкому человеческому типу – Человек Играющий. И фильмы, и коллажи, и сценарии, и письма Мастера – это бесконечная игра с предметами, образами, красками, куклами, масками, мифами, со
смертью…

 


Ведь Параджанов - это уже не только память с безумно добрыми глазами, это особая культура. Культ праздника, культ пьянящей тайны красоты, бесконечно обнажающейся и выплескивающейся за всевозможные пределы. Импровизатор, Маг, Великий Шут, создатель собственного кинематографического языка. Мистификатор, на всю жизнь отмеченный печатью детства, он творил, как жил. И наоборот. И главным его волшебством были именно они, его мистификации. Те самые чудеса, в результате которых люди вдруг вырывались из повседневности, из давно привычных навязанных скучных ролей и оказывались на карнавале Произвола Мастера. И те дары, которые он щедро раздавал на этом карнавале, превращались в талисманы, спасающие душу от превращения в серый кабинетный планктон, оставляющие каждому, кто прикоснулся к этому празднику жизни, шанс стать звездой своей собственной судьбы. Чтобы творить в этом пространстве, нужно обладать незаурядной творческой смелостью. И еще большей - чтобы настроиться на этот камертон, и создать не бездушную и вялую копию,а живое, яркое творение. Немногие бы отважились ступить на эту заповедную территорию.

 


Режиссер и основатель Параджановского театра Владимир Габбе чувствует себя в этом пространстве как дома. Собственно, почему «как»? Это и есть его дом, куда он приглашает нас на неистовый шабаш параджановских мифоф и страстей. И, если фильмы Параджанова, по его собственному признанию, немы как живопись, то представления Владимира Габбе - это, скорее, заговорившая или вдруг ожившая живопись. Именно здесь, в Художественном театре имени Сергея Параджанова, из импровизаций и полифонии родилось уникальное кино-театральное пространство, в котором кинопроекция играет роль актера или декорации, но и актер может превратиться в объект для светописи. Как сон и явь, эти два пространства неотделимы друг от друга, перетекают, множатся, играют, рождая мистерию Света, в которой Иллюзия и Магия сидят за одним столом. И часто, очень часто меняются ролями. Именно здесь можно из пространства чудесных сновидений Мастера переместиться на территорию пира его души, конечно же, по-Параджановски царственного. Здесь можно с головой окунуться в неиссякаемый Эрос Параджанова, стать сопричастным к его безумствам и розыгрышам, а то и самому очутиться в роли главного героя фильма или мистерии. Ведь именно здесь находятся Врата в Запредельное. Та самая дверь в Зазеркалье. Зазеркалье Параджанова, Тарковского, Бергмана, Феллини...

 


Но нужно быть Параджановым, чтобы не только научиться играть с зеркалами, но и приняться учить зеркала жизни. Истинной творческой жизни. На самом деле это и есть главное занятие Маэстро там - на его вечной родине - в стране СНОВ, которая столько лет нас так неистово манит и будоражит!...